«Когда узнают, что мы не ходим в школу, почти всегда крутят у виска». Молодая мама рассказала, как перевела ребенка на домашнюю форму обучения и почему так стало проще

Наша читательница Дарья Иванова рассказала нашему изданию, почему и зачем перевела своего ребенка на семейное обучение, как после этого изменилась их жизнь и почему уход из школы — это во многих смыслах спасение. От несовершенной системы, траты нервов и дурных привычек.

Для начала расскажу о своей семье, это я, мой муж, моя дочь и мой брат. Брату 9 лет, дочке 2 года, муж меня старше на год, ему 31. Мой брат живет со мной, так как я его опекун. Опекунство я оформила 6 лет назад: трудностей не испытываю, просто чувствую постоянный контроль органов опеки. Но и к этому уже привыкла: даже подружилась с этими милыми дамами. Они с пониманием отнеслись к тому, что мой брат не ходит в школу, как все (что удивительно).

Сразу оговорюсь, что образование, которое все ошибочно называют «домашним», по Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» именуется «семейным», а точнее – «семейной формой обучения». А «домашнее» — это такое образование, когда к тебе на дом ходят учителя по каждому предмету и обучают. Просто многие путают понятия.

К нам на дом учителя не ходят, так как я по образованию учитель русского, английского языков и литературы. О семейном обучении я узнала давно, если честно, то сама не помню, когда. Услышала передачу по радио — мой брат тогда еще ходил в садик. Мы проживаем в Ленинградской области, а тут это очень распространено. Близость к большому городу порождает разнообразие. Еще тут очень «модно» обучать детей по программе Русской классической школы. Но в это я сама не вникала, хотя примерно знаю, о чем эта программа.

В общем, мой брат пошел в первый класс два года назад. И тут, как говорится, понеслось. Вызовы в школу, драки, разборки… А я в это время находилась в отпуске по уходу за ребенком и нахожусь до сих пор. Так что в школу я постоянно ходила с младенцем на руках со всеми вытекающими из этого последствиями (то плачет, то смеется). Как только я заикалась директору о семейном обучении, то сразу же начинались разговоры в стиле «зачем вам все это надо». Но когда поняли, что мы не свернем с намеченного пути, то мешать не стали.

Так что после окончания первого класса я поехала в Комитет образования и написала уведомление о переходе на семейную форму обучения от руки, указав, где мы будем проходить промежуточные аттестации. Аттестации мы проходим в той школе, где учились в первом классе. Надо сказать, что промежуточные аттестации – явление добровольное, то есть можно перевести ребенка на семейное обучение в 1 классе, а потом прийти в 9 и сдать все за каждый класс. Но это нам кажется чем-то фантастическим, поэтому мы сдаем аттестацию за каждый год. Изучили предметы 2 класса – сдали. Знаю таких родителей, которые за один год штудируют по 2 класса и тоже успешно сдают. Так вот, Комитет мы уведомили в июне, потом сходили в школу, отчислились из нее, личное дело оставили там же, а потом в мае следующего года пришли «сдаваться», предварительно договорившись с завучем и преподавателями.

Заниматься мы стали также с сентября, как и школьники. Отличие было в том, что не было линейки. 1 сентября мы просто гуляли, ели мороженое, ходили в музыкальную школу на собрание. И все. Никакой «неполноценности» не чувствовали. Затем через день стали заниматься.

Наш день начинается так: подъем где-то в 8 утра, зарядка, завтрак, потом занятие в музыкальной школе где-то 45 минут. Живем рядом с «музыкалкой», поэтому доходим за 5 минут. Перед «музыкалкой» успеваем или что-то написать, или прочитать, или порешать. После музыкальной школы гуляем, потом у дочки наступает «тихий час». И вот в это время мы изучаем что-то сложное или новую тему. В это время я параллельно что-то варю или стираю, вернее загружаю стирку. А с готовкой еды очень выручает мультиварка. Так что быт разгружен по максимуму, остальное время каждую минуту мы чем-то заняты. За весь год до мая мы успеваем проштудировать все учебники по программе школы и еще многие другие. Например, за прошлый год по английскому языку мы прочли и проработали 4 учебника.

Чтобы освободить себя от уроков физкультуры, музыки и ИЗО, я записала ребенка в секцию рукопашного боя, на рисование и в музыкальную школу на класс ударных инструментов. Времени остается на секции и кружки больше, поэтому они не воспринимаются ребенком как наказание, а желание ходить в «музыкалку» не пропадает, хотя строгих преподавателей по сольфеджио и хору никто не отменял. Рисование у нас ведет профессиональный художник, и даже отмечает некоторые наши успехи и особое видение. Хотя в школе учительница говорила, что мой брат неусидчив, рассеян, хотя вникать в азы художественного искусства мог по 2 часа, именно столько проходит занятие. Просто в школе удержать внимание 25 человек и поддерживать интерес и дисциплину не всегда предоставляется возможным. Хотя, мне кажется, все зависит только от желания учителя, от его профессионального достоинства и чести. Да и любовь к детям занимает не последнее место, не «сюсюканье», а именно любовь, когда ты в одно и то же время хочешь и вырастить достойного человека, и сохранить в ребенке детскую непосредственность, активность, открытость ко всему новому.

В школе зачастую мы, учителя, делаем акцент на успешной сдаче экзаменов, ловим любую возможность провести лишнюю консультацию, решить тест, а на полноценные классные часы и задушевные беседы, игры, какие-то нестандартные уроки времени совсем не остается. Да и тетрадки проверять тоже надо. Вот и сидим постоянно над тестами и учебниками, упуская что-то важное.

Кстати, при выборе учебников я ни с кем не консультируюсь, просто захожу на сайт школы и смотрю, по каким учебникам они учатся. Нахожу их в интернете, дополняю разным интересным материалом: что-то полностью распечатываю, чтобы можно было «чиркать» в учебнике, что категорически запрещено в школе. К некоторым учебникам есть много дополнительных рабочих тетрадей, электронных приложений, которые в школе почти не используются из-за нехватки времени.

Вообще, когда кто-либо узнает, что мы не ходим в школу, многие очень сильно удивляются и, наверно, очень хотят покрутить пальцем у виска. Или думают, что мы болеем неизлечимой болезнью. Сначала я пыталась было объяснять, но это надо целую лекцию на два часа прочитать. Поэтому теперь просто помалкиваю.

Хотя кто-то искренне интересуется. В нашем окружении примерно 5 семей — «семейников». Есть среди них и многодетные. «Конечно, — скажут многие, — матери дома сидят, вот и придумывают глупости. Женщина должна работать, только тогда она будет интересна своим детям и другим людям. Да и вообще – у нас ипотека, 2 кредита, строим дачу» и далее по списку. Но многие матери работают и успешно совмещают семейное обучение. Просто есть желание помочь своим детям, которых ты знаешь лучше любого учителя и самого лучшего психолога. Ведь многие дети в силу своей природы активны, иногда чересчур. В школе так широко декларируемый «индивидуальный подход» к ребенку зачастую игнорируется или отсутствует. Проще отправить на комиссию и получить диагноз «гиперактивность». Хотя для многих это реальный выход из ситуации. Но к детям, особенно опекаемым, такое отношение, что они «ничего в жизни не видели», не развиты, «разбойники и хулиганы». Вот поэтому, чтобы ничего и никому не объяснять, не скандалить, не травмировать ребенку психику, никого не учить педагогике, психологии, не «строить из себя Макаренко», мы и перешли на такую форму обучения.

Мне хотелось остановиться на таком модном словечке, как «социализация». Многие произносят его очень часто и с умным видом, но мало кто понимает смысл. Нам и учителя, и люди вокруг говорили, что, «ведь бедному ребенку будет негде и не с кем общаться», что «у парнишки совсем не будет друзей». А социализация ведь не только в этом заключается. Это и способность сходить в магазин, и купить билет, и просто помочь случайному прохожему найти дорогу. Одним словом, социализация – это не наука, которой надо учиться в школе. Социализироваться – это значит жить по-человечески. Социализируется человек всю жизнь, конечно, если только он не живет в лачуге, одиноко стоящей где-то на берегу океана. Хотя и тут можно поспорить.

Думается, что, когда ребенок станет старше, он уже «перерастет» этот возраст, станет серьезней и можно будет отправить его в школу, например, в 5 или 6 класс. А если нет, то продолжим дальше учиться дома: будем искать выход, ведь я тоже скучаю по своей работе. Мы, вообще, ни в коем случае не против школы, я сама там работаю и знаю ситуацию изнутри. Просто пока в нашем законе «Об образовании» есть такая прекрасная возможность, то почему бы ей не воспользоваться. Тем более есть желание.

Вообще, я вижу много плюсов в семейном обучении. Оно помогает детям как можно дольше оставаться детьми: именно любознательными, живыми детьми, а не исполнителями, запуганными ВПРами, ЕГЭ, контрольными, самостоятельными. В школе чаще всего все делаешь по указке, по звонку, потому что «надо». А 8-летний ребенок почти никогда не может быстро переключаться с одного 45-тиминутного урока на другой, да при этом не баловаться, не вертеться. И еще – дома нет так называемых «детских инфекций». И это не про здоровье, а про лицемерие, трусость, подсиживание, списывание, про «довести училку», про травлю слабого. Ведь детей надо воспитывать, а со школы давно эта функция снята. В общем, эта форма образования подходит не всем, а только тем, кто готов забыть про себя (именно в хорошем смысле – не откупаться от детей, не полагаться на мнение учителя и т.д.) и полностью заниматься этим процессом и полностью вовлечься в него, кто готов каждый день мотивировать ребенка на учебу, кто сам готов постоянно повышать и свое образование, находя все новые и новые методики и материалы и ключики к сердцу ребенка, открывая что-то интересное и в нем, и в себе самом.

Источник: gubdaily.ru