Бить или не бить детей?

«Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей». Можно было бы предположить, что авторство высказывания принадлежит, скажем, Васильевой, Мединскому или еще какому-нибудь современному деятелю от государства, но в действительности фразу приписывают Сократу, жившему в V веке до нашей эры. Что вполне иллюстрирует традицию ругать молодежь как древнюю и почтенную.

Поскольку дети и подростки в любые времена окончательно оборзели, «воспитатели» драли их всю дорогу как сидоровых коз. Не от переизбытка эмоций или в садистском угаре. Нормальная педагогическая мера была не только в России.

Многовековую привычку бить и всячески унижать детей в школе оказалось не так просто изжить. Недели не проходит, чтобы в новостях не прошла информация об очередном рукоприкладстве учителей. То учительница таскает по полу второклассника — конечно же, за неподобающее поведение, то палец сломают пятикласснику — за недостаточно быстрое исполнение приказаний педагога. А тут еще ребенка не ударили, но неиллюзорно пообещали. И это только те случаи, которые попали в СМИ. А сколько таких эпизодов, про которые никто так и не узнал?

Дорогая редакция тут не поленилась и собрала истории читателей . Я могла бы сказать, что у меня волосы встали дыбом, но это будет не совсем честно. Никакого вселенского откровения в этих рассказах, к сожалению, нет. Человечество полетело в космос, построило адронный коллайдер, но не придумало иных педагогических приемов, кроме страха перед физической болью и унижением.

Некоторые уважаемые читатели, конечно, могут возразить, что, мол, у них такого не было. Отвечу на это вот что.

Во-первых, вам просто повезло. Такое, слава богу, случается. Примите это как данность. Не надо ставить это везение в заслугу своему безупречному поведению — оно наверняка было небезупречным, вы же не андроиды.

А во-вторых, нельзя отрицать проблему просто потому, что «я этого не видел, вы все выдумываете». Если вы не сталкивались лицом к лицу с издевательствами над учениками в школе, это еще не значит, что их не бывает.

Однако пугает меня не только сам факт подобных издевательств или масштаб бедствия. Пугает нежелание взрослых брать на себя ответственность за детей.

Оправдание из цикла «сами виноваты» совершенно инфантильное. Так оправдывается малышня после драки в песочнице: «Я не виноват, он меня первый стукнул». Дети, мол, так чудовищно себя ведут и настолько ни во что не ставят взрослых, что, кроме как врезать хорошенько, ничего сделать нельзя.

Как бы ни вели себя дети, взрослые всегда несут за них ответственность. Должны бы нести. Но очень не хочется.

Казалось бы, при таком нежелании не стоит выбирать профессию педагога. Дети и подростки не будут слушаться просто потому, что вы старше. Авторитет — это такая штука, которая не идет по умолчанию в комплекте с возрастом. Тем более авторитет учителя. Заработать авторитет ударами по голове и тасканием за волосы вряд ли получится. И тем более не добавит очков учителю детский лепет в духе «он первый начал» вместо внятных извинений.

Вряд ли, конечно, студенты педвузов заведомо планируют бить своих учеников. Но если желание ударить ребенка настигает учителя в разгар рабочего процесса — всё, надо срочно уходить из профессии.

А сравнивать себя, подростка, с подростками сегодняшними — традиция хоть и древняя, но совершенно бессмысленная. Потому что в этом сравнении молодежь выигрывает по умолчанию. Потому что сами вы уже, к сожалению, к молодежи не принадлежите.

Источник: gubdaily.ru

Добавить комментарий