Мемория. Всеволод Мейерхольд

9 февраля (28 января) 1874 года родился театральный режиссер Всеволод Мейерхольд.

 

Личное дело

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940) родился в Пензе в семье владельца винно-водочного завода, обрусевшего немца Эмилия Федоровича Мейергольда и Альвины Даниловны Мейергольд (урожденной Неезе). В 1895 году он окончил гимназию в Пензе и поступил на юридический факультет Московского университета. Но увлечение театром, начавшееся еще в Пензе, отвращало его от юридической карьеры. Как только юноше исполнился 21 год, он принял православие, сменил имя на Всеволод, заменил одну букву в фамилии, отказался от своей доли в отцовском наследстве и покинул университет.

Всеволода Мейерхольда взяли сразу на второй курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Немировича-Данченко. В 1898 году он окончил училище и вместе с другими выпускниками вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра. Играл роли Василия Шуйского («Царь Фёдор Иоаннович») и Иоанна Грозного («Смерть Иоанна Грозного»), принца Арагонского («Венецианский купец»), Мальволио («Двенадцатая ночь») Тирезия («Антигона»), Иоганнеса («Одинокие люди»), Треплева («Чайка»), Тузенбаха («Три сестры»).

Как актер он имел большой успех, но весной 1902 года покинул МХТ, так как решил попробовать себя в качестве театрального режиссера. Вместе с А. С. Кошеверовым  создал труппу русских драматических артистов в Херсоне, ставшую позднее известной как «Товарищество новой драмы». Несколько спектаклей было поставлено в Николаеве и Севастополе. В следующих сезонах Мейерхольд руководил труппой уже самостоятельно. Спектакли создавались удивительно быстро – за два с половиной года было поставлено около 250 спектаклей. Сначала Всеволод Мейерхольд ставит спектакли «по мизансценам Художественного театра», потом начинает искать свой стиль. Меняя города (Херсон, Тифлис, Полтава), репертуар и состав актеров, труппа сохранила это название до лета 1906 года и даже позже (уже без Мейерхольда).

В 1905 году по приглашению Станиславского Мейерхольд возвращается в Москву. Он начинает работать в специально организованной Студии на Поварской, куда приглашает молодого композитора Илью Саца, талантливых художников «Голубой Розы» Николая Сапунова и Сергея Судейкина. В студии Мейерхольд репетирует спектакли «Смерть Тентажиля» Метерлинка и «Шлюк и Яу» Гауптмана. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счел возможным выпускать их на публику. В итоге Станиславский закрыл Студию.

 

В декабре 1905 началась первая русская революция. Мейерхольд, заново собрав свою херсонскую труппу, едет на гастроли в Полтаву, где знакомится с Верой Федоровной Комиссаржевской, пригласившей его в свой театр в Петербурге.

В театре Комиссаржевской Мейерхольд работал недолго – 1906 – 1907 годы. Но это важный период его режиссерского пути, во время которого формируются его взгляды на роль режиссера. Именно в это время признание публики, наконец, пришло к Мейерхольду-режиссеру. Он разрабатывает принципы так называемого «статуарного театра», особую пластику сценического движения и речи, новые способы декорационного и светового оформления. По мнению Мейерхольда, режиссер – это хозяин на сцене, творец и изобретатель. Первая же постановка – «Сестра Беатриса» Метерлинка 22 ноября 1906 года – стала триумфом Мейерхольда. Шедевром считается и поставленный в том же году блоковский «Балаганчик», где Мейерхольд вместе с Н. Сапуновым впервые применил принцип «сцены на сцене». Сам Мейерхольд в этом спектакле исполнил роль Пьеро.

В эти же годы Мейерхольд занимался литературной работой, главным образом переводами, а с лета 1906 года работал над статьями о театре, публикуя их в журналах. Позднее, в 1913 году, эти статьи вышли отдельной книгой «О театре».

Уйдя из театра Комиссаржевской, Мейерхольд неожиданно для многих своих поклонников принимает приглашение дирекции Императорских театров и начинает работу на казенной сцене. Вместе с главным художником Александринского и Мариинского театров Александром Головиным Мейерхольд ставит в Александринке «Дон Жуана» Мольера и «Грозу» Островского, в Мариинке, впервые на русской сцене, — оперу Глюка «Орфей и Эвридика» с Собиновым в главной роли и «Тристана и Изольду» Вагнера. Всего на сценах императорских театров Мейерхольд успел до 1918 года поставить 21 драматический спектакль и 10 музыкальных.

Одновременно с этим Мейерхольд под псевдонимом Доктор Дапертутто экспериментирует в других театрах: клубе «Лукоморье», Доме Интермедий, частных домах, летних театрах. В 1913 году по приглашению Николая Рубинштейна он ставит в Парижском театре Шатле «Пизанеллу» Г.Д. Аннунцио.

В 1908 году была открыта первая студия в квартире Мейерхольда на улице Жуковского. Она просуществовала один год. Мейерхольд преподавал также в театральной школе К. И. Даннемана, на Музыкально-драматических курсах Б. В. Полока. В 1913 году Мейерхольд вновь открыл в Петербурге свою студию. Сначала она размещалась на Троицкой улице, а с 1914 и до начала 1918 года – на Бородинской улице.

С 1914 по 1916 год Мейерхольд также издавал журнал «Любовь к трем апельсинам», всего вышло восемь номеров.

После прихода к власти большевиков Всеволод Мейерхольд стал одним из начинателей нового советского театра. В 1918 году он сотрудничал в Театральном совете, а после переезда правительства в Москву стал заместителем заведующего Петроградским отделением ТЕО Наркомпроса. В августе 1918 года Мейерхольд вступил в члены РКП(б). К годовщине революции Мейерхольд ставит «Мистерию-буфф» Маяковского в декорациях Малевича.

В течение 1918 – 1919 годов в Петрограде Всеволод Мейерхольд руководил организованными им Инструкторскими курсами по обучению мастерству сценических постановок (позднее — курсами мастерства сценических постановок) и «Школой актерского мастерства». Лето 1919 года Мейерхольд провел на юге: сначала в Ялте, затем в Новороссийске, где осенью был арестован деникинской контрразведкой и до начала ноября 1919 года находился в тюрьме. После освобождения Новороссийска Красной Армией был назначен заведующим подотделом искусств Новороссийского ревкома. По инициативе Луначарского в конце лета 1920 года он был отозван в Москву, с сентября 1920 года по февраль 1921 руководил ТЕО Наркомпроса.

В это время Мейерхольд провозглашает программу «Театральный Октябрь»: по сути это были принципы конструктивизма в театре. Программным спектаклем стали «Зори» Э. Верхарна. Мейерхольд собирает молодежь, обучая актерскому мастерству по особой системе «биомеханики», разработанной им еще в дореволюционных студиях. Спектаклем, построенном целиком на принципах конструктивизма, где актерами впервые была реализована «биомеханика», а вместо декораций появилась единая сценическая установка, стал «Великодушный рогоносец» Кроммелинка, поставленный в 1922 году.

Театр Мейерхольда был создан в Москве в 1920 году и первоначально назывался «Театр РСФСР-I», затем носил названия «Театр Актера» и Театр ГИТИСа, с 1923 года – Театр имени Мейерхольда (ТиМ). Самые важные постановки Мейерхольда первой половины 1920-х годов – пьесы Островского «Доходное место» и «Лес».  

В 1926 году Театр имени Мейерхольда становится государственным (ГосТИМ). В нем были поставлены «Лес», «Мандат», «Ревизор», «Горе уму», «Клоп», «Баня», «Последний решительный», «Дама с камелиями». Со своим театром Мейерхольд побывал на гастролях в Германии, Франции, Англии, Италии, Чехословакии. Параллельно с работой в этом театре Всеволод Мейерхольд руководил Театром Революции (1922-1924), ставил спектакли в Ленинграде (Ленинградский академический театр драмы – МАЛЕГОТ), осуществил постановки драм Пушкина на радио. В апреле 1923 года Мейерхольду было присвоено звание Народного артиста Республики.

С начала 1930-х годов спектакли Мейерхольда всё чаще вызывали критические отзывы официальной прессы. Неоднократно театральное руководство пыталось закрыть его театр. В итоге ГосТИМ был закрыт в 1938 году. После этого Мейерхольд стал режиссером, а после смерти Станиславского — главным режиссером Государственного оперного театра имени Станиславского. Там он завершил начатую Станиславским работу над оперой «Риголетто».

15 июня 1939 года Мейерхольд выступал в Москве на режиссерской конференции ВТО, затем уехал в Ленинград, где в ночь с 19 на 20 июня был арестован.

1 февраля 1940 года был приговорен Военной коллегией Верховного суда к смертной казни. В приговоре говорилось, что Мейерхольд был «агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР… кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».

Всеволод Мейерхольд был расстрелян 2 февраля 1940 года. В 1955 году реабилитирован.

 

 Чем знаменит

Мейерхольд был крупнейшим реформатором сценического искусства в России, его идеи значительно повлияли на современный театр. На современников производили сильное впечатление его эксперименты, у которых всегда находились и восторженные поклонники, и суровые критики. В отличие от сценической школы МХАТА, где считалось, что театр должен показать «жизнь как она есть», в постановках Мейерхольда у зрителя намеренно подчеркивалось ощущение «театральности» происходящего, при этом Мейерхольд стремился вовлечь зрителя в представление, сломав «четвертую стену».

 

 О чем надо знать

«Мистерию-буфф» Маяковского Мейерхольд поставил дважды. Премьера состоялась  7 ноября 1918 года в Театре музыкальной драмы в Петрограде и была частью программы торжеств в честь первой годовщины революции.

Сначала Луначарский планировал устроить эту постановку в Александринском театре. По  его предложению  Маяковский   прочел   пьесу   актерам   Александрийского   театра, и недоброжелательное отношение к пьесе  со  стороны  «старых»  актеров  труппы заставило отказаться от мысли о постановке на этой сцене. Для Мейерхольда спектакль был манифестом нового левого искусства.

Декорации к постановке создал Казимир Малевич. Пьесу ставили силами актеров, приглашенных по объявлению. 12 октября 1918 года в газете «Северная коммуна» и в ряде  других  петроградских  газет  было напечатано «Обращение к актерам»: «Товарищи актеры! Вы обязаны великий  праздник  революции  ознаменовать революционным  спектаклем.  Вами  должна  быть  разыграна   «Мистерия-буфф», героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Вл.  Маяковским. Приходите все  в  воскресенье  13  октября  в  зал  Тенишевского училища (Моховая, 33).  Автор  прочтет  «Мистерию»,  режиссер  изложит  план постановки, художник покажет  эскизы,  а  те  из  вас,  кто  загорится  этой работой, будут исполнителями. Центральное  бюро  по  устройству  октябрьских торжеств  предоставляет   все   необходимые   средства   для   осуществления «Мистерии». Все к работе! Время дорого. Просят  являться  только  товарищей, желающих принять участие в постановке. Число мест ограниченно».

Роль «Человека просто» исполнял сам Маяковский. На премьере ему же пришлось играть и роль Мафусаила и одного из чертей, так как исполнители  этих  ролей не явились. Дано было всего три спектакля 7, 8 и 9 ноября. Через два года Маяковский подготовил переработанный вариант пьесы, и Мейерхольд поставил ее уже в Москве в «Театре РСФСР 1-м». Группа литераторов обратилась с письмом в ЦК РКП(б), утверждая, что пьеса непонятна народу и возражая против ее постановки. 30 января в театре прошел открытый диспут на тему: «Надо ли ставить „Мистерию-Буфф“?». Премьера состоялась 1 мая 1921 года, спектакль игрался более сотни раз. Одновременно «Мистерия-буфф» была поставлена на немецком языке в цирке на Цветном бульваре для делегатов III съезда Коминтерна.

 

Прямая речь

«Физическое состояние натренированного материала – опорный пункт нашей системы игры. Каждое задание при выполнении отчетливо планируется на частях сценической площадки – когда все движения актера, даже рефлексы, будут всегда строго организованы. <…> Во всяком коллективном упражнении каждый участник должен раз навсегда расстаться с постоянным желанием актера – стать солистом. <…> Ничего случайного биомеханика не терпит, все должно делаться сознательно с предварительным расчетом. Каждый момент работающий должен точно установить и знать, в каком положении его тело, и свободно пользоваться каждым членом для выполнения намерения. Закон общетеатральный – кто позволит дать волю своему темпераменту в начале работы, тот неминуемо истратит его раньше ее завершения и смажет все исполнение. <…> У актера всегда на первом месте проверка тела. В человеке мы держим не образ, а запас технического материала. Актер всегда в положении человека, организующего свой материал. Он должен точно знать свой диапазон и все приемы, которыми он технически располагает для выполнения данного намерения. Квалификация актера всегда пропорциональна числу комбинаций, имеющихся у него в запасе приемов. <…> Свободное состояние развинченного человека (дунканизм) недопустимо. <…>  Первый принцип биомеханики: тело – машина, работающий – машинист».

Всеволод Мейерхольд «Принципы биомеханики»

«Чтобы уяснить разницу между прежним театром, представителем которого является Станиславский, и новым театром, представителем которого являюсь я (я беру эти две системы потому, что эти две системы особенно четко друг с другом борются), нужно вспомнить, какую борьбу в области экспериментальной психологии ведут две группы психологов – виталисты, которые предполагают, что существует необследованная область души, которая руководит нашим всем физическим состоянием, и, так сказать, эти «душевные» качества в человеке являются руководящими, вследствие этого они (виталисты) и в бога верят. И есть другое течение, которое в период борьбы было доведено до большой крайности – это биомеханисты. Биомеханисты (я говорю не о себе, а о двух борющихся системах) рассматривают человека так: тут невыясненного ничего нет, нет никаких сфер, которые еще не выяснены. <…> Механисты считают, что на первом плане — мозг, который управляет всей нервной системой, и затем есть такое состояние физиологическое, которое рассматривается как физико-химическая лаборатория, которая требует для определенного состояния человека столько-то и столько-то калорий, от приема такого-то количества калорий зависят такие-то функции. И поведение человека рассматривается как нечто физико-материалистического порядка. <…> Новая теория рефлексологии – взаимоотношение условных и безусловных рефлексов – заставляет нас тоже изучать поведение актера на сцене с этой точки зрения. Система Станиславского берегла психику актера и работала над его душевными качествами, отсюда – сентиментальность, религиозность, вера в психологизм в дурном смысле слова. Мы же рассматриваем человека как здоровое явление, как здоровую модель, и поведение человека рассматриваем с точки зрения физического состояния. И виталисты, и биомеханисты перегибают палку, мы же делаем поправку, мы тренируем не только физиологию, но тренируем мозг, и это не просто тренировка, а тренировка в определенной концепции, с точки зрения диалектики. Это не есть тренировка какого угодно физического состояния какого угодно объекта. Актер у нас является не просто физическим телом, актер у нас является актером-мыслителем, актером-трибуном, хорошо знающим всю политическую обстановку. <…> Мы не смотрим так грубо, как виталисты и механисты, – это материя душевная, а это – только физическая. Мы говорим: не только физиология определяет поведение человека, важен мозг, нам важно, чтобы этот мозг был начинен здоровым содержанием, а не идеалистическим, которое имеет дело с неопределенными данными. Актер, когда учит роль, должен рассматривать, что он в этом образе должен защищать, быть адвокатом этого образа или быть его прокурором. <…> Так что актер нашего театра в каждом изображаемом образе показывает свое отношение к образу, им представляемому».

Из интервью Мейерхольда американскому корреспонденту Баренсу

«Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого). Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью… Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты».

Из последнего письма Мейерхольда, отправленного В. Молотову из Бутырской тюрьмы.

 

10 фактов о Всеволоде Мейерхольде

    При рождении Мейерхольд получил имя Карл Теодор Казимир.
    Имя Всеволод Мейерхольд взял в честь писателя Всеволода Гаршина.
    Чехов специально для Мейерхольда создал роль барона Тузенбаха в «Трех сестрах».
    Учениками Мейерхольда были Мария Бабанова, Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Сергей Мартинсон, Михаил Жаров, Иван Пырьев, Сергей Эйзенштейн, Сергей Юткевич.
    Булгаков в повести «Роковые яйца» весьма иронично отозвался о новаторских театральных постановках Мейрхольда: «Театр имени покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году, при постановке пушкинского «Бориса Годунова», когда обрушились трапеции с голыми боярами».
    Пьеса «Лес» была поставлена Мейерхольдом в 1924 году в стиле популярного в те годы сатирического обозрения. Помещица Гурмыжская в его спектакле превратилась в нэпманшу, купец Восмибратов – в кулака, Милонов – в священника. К оригинальному тексту пьесы были добавлены специально сочиненные сцены.
    Мейерхольда считают прототипом Карабаса-Барабаса в «Золотом ключике» Толстого.
    Последней режиссерской работой Мейерхольда стал созданный в июне 1939 года план выступления Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта на физкультурном параде в Ленинграде.
    Когда театр Мейерхольда приезжал на гастроли в Берлин, встретившийся с ним Михаил Чехов сказал: «Всеволод Эмильевич! Вам не следует возвращаться в Москву: вас там погубят». О реакции Мейерхольда Чехов вспоминал так: «Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских ее формах. Я знаю, вы правы – мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой – зачем? – он ответил: из честности».
    Прах Всеволода Мейерхольда вместе с останками множества других расстрелянных захоронен на Донском кладбище в Общей могиле номер один.

 

Материалы о Всеволоде Мейерхольде

Статья о Всеволоде Мейерхольде в русской Википедии

Всеволод Мейерхольд в проекте «Хронос»

Мейерхольд на сайте «Театральная библиотека»

Статья «Биомеханика театральная» в энциклопедии «Кругосвет»

Сочинения в библиотеке Мошкова

Источник: polit.ru