Мемория. Матвей Блантер

10 февраля 1903 года родился композитор Матвей Блантер.

Личное дело

Матвей Исаакович Блантер (1903–1990) родился в Почепе Черниговской губернии (ныне – Брянская область) в семье купца Исаака Борисовича Блантера и актрисы Татьяны Евгеньевны Вовси. Отец имел на станции Унеча стружечный завод и керосиновые склады, занимался зерноторговлей. Еще до Первой мировой войны семья переселилась в Курск. Здесь в 1915–1917 годах Матвей учился в Курском музыкальном училище по классам фортепиано и скрипки.

Весной 1917 года Блантер уехал в Москву, где в 1917–1919 годах учился в драматическом училище Московского филармонического общества по классу скрипки у известного преподавателя Александра Могилевского. Тогда же начал заниматься композицией у Георгия Конюса.

В 1920–1921 годах руководил музыкальной частью эстрадной студии «Мастофор», где художниками были двадцатидвух­летний Сергей Эйзенштейн и шестнадцатилетний Сергей Юткевич. Позже заведовал музыкальной частью в Ленинградском театре сатиры, Магнитогорском драматическом театре, Театре обозрений Дома печати, Передвижном театре журнала «Крокодил», Горьковском театре миниатюр.

В 1936 году Блантер был назначен художественным руководителем Государственного джаз-оркестра СССР.

 

 

Первые композиторские опыты Блантера 1920-х годов относятся к сфере развлекательной музыки: это были эстрадные песни и танцы, довольно быстро приобретшие популярность – фокстроты и танго «Джон Грей», «Фудзияма», «Багдад», «Сильнее смерти». К «серьезной популярной музыке» Блантер обращается в начале тридцатых: на стихи Иосифа Уткина он пишет «Мальчишку шлепнули в Иркутске», на стихи Михаила Голодного – «Партизан Железняк», «Песня о Щорсе» и ряд других песен. В 1938-м увидела свет «Катюша» на стихи постоянного соавтора композитора Михаила Исаковского (вместе ими написано более 20 песен).

Исаковский был автором и слов первой песни Блантера времен Великой Отечественной – «До свиданья, города и хаты» была написана уже 23 июня 1941 года. За ней последовали  «Огонек», «Моя любимая», «Жди меня», «Песня военных корреспондентов», «Под звездами балканскими», «В лесу прифронтовом» – всего около полусотни композиций. Победу Блантер встретил в Берлине, откуда вместе с коллегой 23 апреля отправил телеграмму: «Москва, Союз композиторов. Сердечный привет из Берлина. Блантер. Хренников».

В 1946 году Балтер был награжден Сталинской премией второй степени.

Популярными стали и многие послевоенные песни Блантера: «Лучше нету того цвету», «Летят перелетные птицы», «В городском саду играет…», «Присядем, друзья, перед дальней дорогой», «Черноглазая казачка».

Блантер активно сочинял до 1975 года, не ограничиваясь песнями – его перу принадлежит несколько оперетт, музыка к спектаклям, фильмам, радиопостановкам. В 1975-м ему было присвоено звание народного артиста, в 1983-м – Героя Социалистического Труда. Кроме того, «в активе» Блантера два ордена Ленина и Знак Почета.

Композитора не стало 27 сентября 1990 года (по другим источникам – 24 сентября). Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Чем знаменит

Крупнейший советский поэт-песенник, один из главных создателей всего «звукового фона» СССР, создатель более 2000 песен. Его песни исполняли Леонид Утесов, Владимир Бунчиков, Владимир Нечаев, Георгий Виноградов, Сергей Лемешев, Иосиф Кобзон, Юрий Богатиков, Лидия Русланова, Марк Бернес, Булат Окуджава, Краснознаменный ансамбль Александрова. Как это бывает с по-настоящему популярными произведениями, авторство многих из них нередко «теряется» – многие песни стали действительно народными. А «Катюша» стала одним из символов России.  

 

О чем надо знать

Специалисты отмечают изобилие в творчестве Блантера-песенника новаторских приемов. В их числе – маршевая ритмизация мелодических оборотов, характерных для русского лирического романса, принцип динамизированной повторности, разно-ладовое мажорно-минорное окрашивание одних и тех же мелодических фрагментов. В своем мелодическом творчестве Блантер наследует традиции Михаила Глинки и Петра Чайковского.

В 2009 году композиция Блантера «Футбольный марш» оказалась в центре конфликта  между Российской футбольной премьер-лигой и Российским авторским обществом. Инструментал традиционно предваряет матчи чемпионата России. РАО потребовало от футбольных функционеров 0,2 % от суммы, полученной от продажи билетов на матчи. Внучка и наследница композитора Татьяна Бродская подтвердила, что марш был написан в дар футбольному сообществу (Блантер увлекался футболом) и, следовательно, его исполнение на матчах РФПЛ должно оставаться бесплатным.

 

Прямая речь

О первом прикосновении к музыке: «Когда я был маленьким, лет пять-шесть мне было, мама послала меня к соседке за уксусом. Пока соседка искала в кладовке уксус, мой взгляд упал на фортепиано. Я не устоял, я должен был дотронуться до клавиш. Я был околдован его звуком. Соседка позволила мне изредка заходить к ней и играть на пианино. Родители накопили денег на инструмент».

О песне «Прасковья»: «Успех моих песен я наполовину отношу на счет соавторов-поэтов. Легче писать музыку, когда располагаешь высококачественным литературным материалом. Удивительно легко было писать на стихи Исаковского. На самые, казалось бы, сложные. И творчески мы сразу понимали друг друга. Вот один из примеров. Встречаю я возле нашего дома, на улице Горького (мы жили с Исаковским тогда всего лишь на разных этажах) Александра Трифоновича Твардовского. Он говорит взволнованно: «Идите скорее к Мише, он написал замечательные стихи. Убежден, что если вы возьметесь, получится песня что надо…» Поднялся я к Исаковскому, и он мне прочитал: «Враги сожгли родную хату, сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, кому нести печаль свою…» и т. д. А потом как бы даже извинился: «Очевидно, Саша ничего в этом деле не понимает. Здесь слов – целая простыня. В какую же песню все это влезет?» Однако через час, уже у меня дома Исаковский слушал нашу песню».

О любимом жанре: «По моему глубокому убеждению, лирика – один из важнейших жанров песенного искусства. Через лирику можно раскрыть большую тему обществен­но-политического значения, в лирической песне можно воспеть высокие гражданские идеи, затронуть самые тонкие струны души человека».

Об условиях для творчества: «На основе моего опыта могу сказать, что пишется в армии особенно легко, сама обстановка создает идеальные условия для творчества: нет ни телефон­ных звонков, ни заседаний, и встречают так, что только работай да работай. А когда видишь плоды своих трудов, когда сильные, крепкие, молодые, белозубые солдаты поют только что написанную песню, получаешь огромное наслаждение».

Михаил Светлов – Матвею Блантеру:

Муза, в композитора влюбленная,
Так сказала, рюмок пять хватив:
«Мотя – это слово сокращенное,
Полностью оно звучит — Мотив!»

<…>

Внимай, мой друг, моим словам простым.
Хоть много лет один, как рыба, бьешься,
Напрасно ты себя считаешь холостым –
Ты с Музыкой вовек не разведешься!

 

4 факта о Матвее Блантере

Младший брат композитора Яков погиб на фронте в первые дни Великой Отечественной войны

Блантер был членом Антисионистского комитета советской общественности

После первого исполнения песни «Прасковья» («Враги сожгли родную хату…») Владимиром Нечаевым Блантер сам снял ее из эфира: «Друзья тревожились, что песней я словно сыплю соль на открытые раны: война только-только окончилась, все еще так горько, так свежо в памяти. Убедили меня».

Однажды гроссмейстер Марк Тайманов увидел в квартире Шостаковича рядом с портретом Бетховена портрет Блантера. Шостакович сказал: «Это Мотя принес свой портрет и повесил. Ну и пусть висит».

 

Материалы о Матвее Блантере

Из воспоминаний Матвея Блантера

Подборка песен Матвея Блантера

Статья о Матвее Блантере в Википедии

Матвей Блантер: «Затронуть самые тонкие струны души человека»

Источник: polit.ru