В Томске студенты обратились в прокуратуру из-за недостаточного качества дистанта

В Томской области студенты пожаловались в прокуратуру на недостаточное качество дистанционного образования, которое частично было введено из-за пандемии коронавируса. Обращение на имя главы надзорного ведомства Александра Семенова направила территориальная организация студенческого профсоюза «Преобразование». В обращении представители профсоюза просят надзорное ведомство дать разъяснения «в части возможности перерасчета стоимости обучения, а также порядка его проведения».

Znak.com

Еще в апреле томские вузы перешли на удаленный способ обучения. «Однако студенты, которые получают образование на платной основе и очно, обязаны посещать лекции и выполнять на занятиях практические занятия. […] Исходя из данной ситуации, студенты, которые поступали на очное (платное) обучение, не получают знания того качества, какое могли бы получить в аудиториях с применением практики», — говорится в обращении. 

Отдельно в обращении идет речь о Сибирском государственном медицинском университете (СибГМУ), где студенты некоторых специальностей учатся полностью в дистанционном формате и не имеют доступа к практике.

В частности, как сказано на странице профсоюза «Преобразование» в соцсети «ВКонтакте», на «удаленке» «до особого распоряжения» остаются студенты, обучающиеся по специальностям «Клиническая психология» (2—5 курсы), «Лечебное дело» (2—5 курсы), «Педиатрия» (2—5 курсы), «Стоматология» (2—4 курсы), «Медицинская биофизика» (2—5 курсы), «Медицинская кибернетика» (2—5 курсы), «Медицинская биохимия» (2—5 курсы), «Сестринское дело» (2—3 курсы). 

«Студенты не имеют доступа к пациентам. Данная проблема беспокоит учащихся старших курсов», — говорит основатель профсоюза «Преобразование» Денис Михайлов. Получить комментарий в пресс-службе СибГМУ на момент подготовки материала не удалось.

«Образовательные услуги не оказываются в полном объеме»

Ранее проблему перерасчета платы за обучение поднимали студенты МГУ. В начале сентября группа студентов МГУ разместила на сайте Change.org петицию, адресованную ректору вуза Виктору Садовничему, президенту РФ Владимиру Путину и председателю правительства Михаилу Мишустину, требуя понизить стоимость обучения в университете на время пандемии коронавируса.

В обосновании требования сказано, что в связи с пандемией многие студенты испытывают материальные трудности, связанные с сокращением доходов семей. Кроме того, считают авторы обращения, с переходом на дистанционное обучение качество образования значительно ухудшилось. «Вследствие этого мы утверждаем, что образовательные услуги студентам контрактной формы обучения не оказываются в полном объеме», — сказано в петиции.

Lev Vlasov / Global Look Press

Авторы обращения просят ректора МГУ Виктора Садовничего обратиться к президенту РФ Владимиру Путину и главе кабмина Михаилу Мишустину с просьбой выделить средства МГУ для выполнения требований студентов, обучающихся на платной основе. Кроме того, они просят вернуть часть средств, выплаченных студентами за весенний семестр текущего года и сделать скидку на осенний семестр. На данный момент петицию подписали более 20 тыс. человек. 

Преподаватель кафедры социологии Уральского федерального университета, сопредседатель центрального совета профсоюза «Университетская солидарность» Дмитрий Трынов поддерживает инициативу студентов МГУ, называя ее обоснованной.

«Очное образование и дистанционное — это разное образование, с разным результатом. И стоят они по-разному. Когда мы переводим студента на „дистант“ или на „полудистант“, то надо задаваться вопросом, насколько справедливо взимать с него плату за очное обучение. В Москве, где цены значительно выше, чем в провинции, это проблема острая», — заявил он Znak.com.

При этом требования перерасчета платы за обучение пока не носят массовый характер. «Я знаю, что у нас (в УрФУ. — Ред.) тоже были какие-то подобные частные инициативы. Но о коллективных выступлениях мне неизвестно», — сказал Трынов. 

«Времени, чтобы освоить программу, нет»

В целом большинство вузов в текущем учебном году перешли на полудистанционную форму обучения. «Все вузы работают в таком режиме, что если у студентов большие лекции, где несколько групп, то такие лекции проходят удаленно. Например, в Санкт-Петербургском политехническом университете так сделали. В Высшей школе экономики тоже некоторые лекции идут удаленно, особенно если это касается пожилых преподавателей. Но некоторые вузы, например Горный университет в Петербурге, начали обучение штатно», — говорит Денис Михайлов. 

По словам Трынова, в УрФУ преподаватели в возрасте 65+ ведут занятия только дистанционно, остальные работают в смешанном режиме. «Лекции для потоков проводятся онлайн. Семинары для групп в количестве до 25 человек проходят вживую при условии, что студентов можно рассадить с учетом соблюдения социальной дистанции», — говорит Трынов. 

Недовольство сложившейся системой возникает не только среди студентов, но и среди преподавателей. «Нам за последние полгода приходится привыкать работать уже в третьей программе. Сперва был Zoom, потом — Google Meet, а начала сентября — Microsoft Teams. Времени, чтобы освоить программу, нет. Я думаю, что некоторые категории работников, в первую очередь пожилые, испытывают дискомфорт, а ведь именно они должны вести занятия исключительно онлайн. — говорит Дмитрий Трынов. — Затем пожилые преподаватели как „чайники“ работают в этих программах. Они недовольны. Недовольны и студенты, которые начинают оценивать преподавателя не по его знанию предмета, а по умению работать с подобными сервисами». 

Также, по словам Трынова, стерлась граница между временем труда и отдыха. «В любое время дня и ночи ты можешь получить сообщение от студента. Это большая проблема, так как вовлекает тебя в занятость 27/7», — сетует преподаватель. 

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: znak.com