В Ельцин Центре впервые выставили шедевры авангарда, 100 лет хранившиеся в подвалах музеев

В Ельцин Центре открылась уникальная художественная выставка «Авангард. На телеге в XXI век», где представлены более 150 работ, сто лет хранившихся в запасниках провинциальных музеев. Шедевры, среди которых работы всемирно известных Василия Кандинского, Александра Родченко, Любови Поповой и других русских авангардистов, были вывезены в русскую глубинку после революции для воспитания нового поколения художников. Предполагалось, что экспозиция (в нее на тот момент входило 322 картины) будет путешествовать по городам и «окультуривать» население. Однако масштабную выставку смогли увидеть лишь жители двух городов Вятской губернии — Советска и Яранска, после чего деньги у устроителей кончились, а на дорогах началась распутица. В итоге шедевры авангардистов на десятилетия застряли в крохотном Яранске, население которого составляло на тот момент порядка 1,5 тыс. человек.

Яромир Романов

О воссоздании масштабной экспозиции со столетней историей Znak.com рассказали кураторы выставки: известный исследователь русского авангарда, издатель Андрей Сарабьянов, искусствовед, лектор лондонского Института Курто Наталья Мюррей, а также кандидат искусствоведения, директор Вятского художественного музея им. Васнецовых Анна Шакина.

— Вы как группа кураторов начали работу непосредственно над этой выставкой в 2016 году. Как удалось «выйти на след» этих работ?

Анна Шакина: Мое знакомство с этими работами началось еще 90-е годы, я делала выставку авангарда из коллекции Вяткинского художественного музея. Одна из работ художника Плещинского была перевернута, и на обороте я увидела картину Василия Кандинского. С той самой минуты началась большая научная работа о том, как работа Кандинского попала в Вятку. И тогда в архивах обнаружилось много материала — каталог той выставки и много другой информации. В 2016 году мы возобновили работу.

Куратор выставки Анна ШакшинаЯромир Романов

Над этой выставкой трудилась очень интересная команда и, наверное, в ней был такой же энтузиазм, что и у устроителей выставки 1921 года. Нам пришлось, по сути, повторить весь их путь. Несмотря на тяжелые условия пандемии, мы смогли подготовить и открыть выставку.

— Очень сложно поверить, что в условиях той России, еще только-только отходящей революции, в глубинке могла быть организована выставка из трех сотен шедевров из Москвы, Казани, Петербурга.

Анна Шукшина: Да, тут всего одна треть, но даже она поражает своей масштабностью, а представьте эту выставку 100 лет назад в маленьком городке. Плюс в 1921 году там был тиф, голод, при этом не было дорог, к границам Вятской губернии подходил Колчак. Из-за этих обстоятельств выставка не поехала дальше. Картины удалось показать лишь в двух городах.

— Все это время часть картин оставалась в Краеведческом музее Яранска, не предназначенном для хранения и экспозиции картин. Что происходило с этими картинами там?

Андрей Сарабьянов: Когда мы приехали туда в 2016 году, нам сначала показали бивни мамонтов, наконечники стрел, а потом в полуподвальном помещении в запаснике мы увидели картины.

Куратор выставки, искусствовед Андрей СарабьяновЯромир Романов

— В каком состоянии были работы?

Андрей Сарабьянов: Если честно — картины были в ужасном состоянии. Например, очень интересная картина Георгия Лазарева «Лежащая женщина» была просто сложена в рулон и еще пополам. Реставраторам удалось ее восстановить, но следы от сгибов все равно остались. Еще одна картина, которую пришлось восстанавливать — «Площадь. Эскиз декорации к "Хованщине"» Федора Федоровского. Она лежала в запаснике на столе прямо без подрамника, края свисали.

Наталья Мюррей: В краеведческом музее Яранска многие картины в плачевном состоянии. Мы надеемся, что эта выставка привлечет внимание к тому, что нельзя хранить такие работы в музее, который не специализируется на этом.

Куратор выставки Наталья МюррейЯромир Романов

— Наверняка в России сотни или тысячи музеев, в запасниках которых хранятся такие «непрофильные» экспонаты.

Наталья Мюррей: Я тоже в этом уверена, но, наверное, все-таки не такого масштаба. Просто у них совершенно не было понятия значения этих работ. 10 лет назад акварели Кандинского использовали как картон, чтобы приклеить к нему что-то другое. Директор музея считала, что это «каля-маля», которые может нарисовать каждый ребенок.

— Кроме неизвестного Кандинского, какие новые работы именитых художников удалось найти?

Андрей Сарабьянов: В Яранске была найдена картина Родченко. Она была в очень плохом состоянии. На ней есть подпись и дата — 1915 год. Это какая-то театральная декорация. Он часто привлекался как театральный художник. Эту картину не видели даже родственники Родченко, которые как никто знают его наследие.

— Эту выставку можно назвать открытием для России и зарубежных ценителей русского авангарда?

Наталья Мюррей: Уникальность этой выставки в том, что многие работы, которые тут представлены, никогда не выставлялись и неизвестны даже специалистам. В наше время найти работы, которым уже больше 100 лет и о которых никто не знает — это настоящие открытие. Причем не только для России, но и для всего мира. Мы еще не заявили об этой выставке в Европе, но я надеюсь, она привлечет внимание и прозвучит. Интерес к русскому авангарду на Западе огромный. Уже была большая статья об этой находке в лондонской газете.

— Для простых обывателей, далеких от живописи, часто ценность того или иного предмета искусства выражается в стоимости. Вы могли бы оценить общую стоимость шедевров на этой выставке?

Акварели Василия КандинскогоЯромир Романов

Наталья Мюррей: Я не работаю с аукционами, но могу сказать — на мировом рынке Кандинский из всех здесь присутствующих художников ценится больше всего, потом Родченко, естественно. В целом авангард на западных аукционах ценится много больше любого реалистического русского искусства. Поэтому все представленные на втором этаже работы — самые дорогостоящие. Также сейчас Попова одна из самых дорогих художниц на рынке, хотя в 60-е годы ее картинами заколачивали окна в сарае.

— Куда выставка отправится после Ельцин Центра?

Наталья Мюррей: В Вятке (Кирове) выставка будет отмечать 100-летие в 2021 году потом мы рассчитываем привезти ее в Москву. Может быть, позже и на Запад.

Выставка в Арт-галерее Ельцин Центра будет работать до 10 января 2021 года. Время посещения 10.00 — 21.00 каждый день, кроме понедельника.

На такой телеге шедевры авангардистов передвигались по дорогам в российской глубинке 100 лет назадЯромир Романов

Партнерский материал

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: znak.com

Добавить комментарий