Тинькофф и Яндекс объединяются, что изменится? Мнения экспертов

Сообщение Яндекса о готовности выкупить 100% TCS Group (Тинькофф-банк) вызвало энтузиазм у инвесторов, на фоне которого ценные бумаги обеих компаний выросли на 7-11%. В то же время рядовые клиенты банка выражают свою обеспокоенность в соцсетях в связи с возникшей неопределенностью и непониманием, как теперь будет работать их кредитная организация. 

Основатель TCS Group Олег Тиньков уже объявил готовящуюся сделку «слиянием» и заявил, что готов помогать «Яндексу» делать лучшую технологическую компанию в странеТАСС / ПМЭФ 2018

Какие изменения ждут банковский и IT-рынки, Znak.com обсудил с аналитиками. С одной стороны, покупка Яндексом банка — логичное решение на фоне строительства собственных бизнес-экосистем другими крупными игроками рынка, такими как Сбербанк. С другой стороны,  поглощение усилит положение Яндекса как монополиста на не самом конкурентном рынке.

«Яндекс подорожает»

Михаил Климарев, автор телеграм-канала «За телеком»: 

— Банковская история требует особых отношений с государством, поэтому долгое время Яндекс не интересовался лицензированием банковской деятельности, работая со Сбербанком в рамках проекта «Яндекс.Деньги». Не так давно они этот проект продали, получив возможность финансировать такие штуки. Зачем нужен банк Яндексу — понятно. Например, он не повредил бы при работе такси, потому что нужно принимать платежи, а комиссия на принятие микроплатежей иногда довольно велика. С учетом объемов транзакций иногда иметь свой банк может быть выгоднее, чем платить комиссию. А ведь у Яндекса есть и другие сервисы, в том числе Яндекс.Маркет, обороты по которому еще больше, чем у такси. 

Капитализация Яндекса достигает около 20 годовых его оборотов, у TCS Group — пять-шесть оборотов. Сделка выравнивает капитализацию обоих игроков, и рынок реагирует на это положительно, потому что инвестиции растут. Даже новость о сделке подняла капитализацию Яндекса на 2 млрд долларов, а после оформления сделки, я думаю, она вырастет еще на 20-30%. Даже на этом уровне Яндекс окупает сделку за счет капитализации, так что с точки зрения финансов это очень хорошая идея.

Что касается влияния на IT-рынок, я не думаю, что сделка принципиально что-то на нем меняет. Сегодня у нас консолидированный, по большому счету олигархический рынок, где есть десять крупных компаний и много мелких. Яндекс и так уже все подобрал, пылесося по рынку и просто скупая или повторяя хорошие идеи. Количество игроков уменьшилось, но не сильно, а разделить рынок заново уже не получится.

Даже экономия на расчетах такси уже может оправдать покупку банка для экосистемы ЯндексаНаталья Ханина / Znak.com

«От старой стратегии мало что осталось» 

Леонид Волков, сооснователь «Общества защиты интернета»:

— По существу сделки все понятно: конечно, все сейчас строят сквозные экосистемы и Яндексу нужен был банк для конкуренции с экосистемой Сбера. Но я всегда очень надеялся, что Яндекс найдет пути для международной экспансии, чтобы снизить зависимости от российского рынка и российского государства. Это было бы очень хорошо и для компании, и для всех нас на самом деле: чтобы Яндекс начал зарабатывать много вне России. Но теперь, когда такие деньги потрачены на сугубо российскую покупку, вряд ли можно ожидать от Яндекса заметных покупок не в России в обозримом будущем. Компания окончательно окуклилась внутри РФ, от старой стратегии, где была Турция, а потом выход на широкие рынки, видимо, мало что осталось, и это грустно. 

«Рынок приветствует сделку»

Леонид Делицын, аналитик ГК «Финам»:

— Сделка важна для Яндекса, которому необходимо выйти за рамки ограниченного рынка интернет-рекламы объемом 244 млрд рублей по итогам 2019 года. Хотя доля интернет-рекламы составляет уже 49,4% российского рекламного рынка и переток бюджетов в онлайн усиливается, сам наш рекламный рынок ограничен потолком в полтриллиона рублей, причем 121,7 млрд рублей из них уже зарабатывает Яндекс. 

Зато очевидный драйвер роста выручки Яндекса и конкурирующей экосистемы Сбербанка, Mail.Ru и партнеров — это электронная коммерция. Этот гибрид информационных технологий и традиционной торговли (от оборота которой он составляет пока лишь 16,1%) выиграл, а не пострадал в результате пандемии. По прогнозу российской Data Insight, он будет расти на 33% в год и достигнет 7,2 трлн рублей в 2023 году. Яндекс будет развивать маркетплейс на основе «Маркета», доставку, логистику, потребительское кредитование и другие финансовые сервисы. Понятно, что Яндекс не смог бы купить Сбербанк, который строит свою экосистему, но он и не хотел стать контрабасом в оркестре под его управлением.  

Наличие банка в экосистеме является важным для IT-холдинга, который хочет быть полноценным конкурентом на рынке электронной коммерции. Во-первых, многие маркетплейсы кредитуют поставщиков и быстро развивают краудлендинг, во-вторых, кредиты требуются и потребителям. Рынок, определенно, сделку приветствует: капитализация Яндекса в итоге вчера увеличилась до 24 млрд долларов.

Аудитории Яндекса, в особенности тем, у кого все хорошо с кредитной историей, можно начинать готовиться к роли активных онлайн-шоперов, завсегдатаев маркетплейса и ценителей изысканных финансовых продуктов. Яндекс, накопивший за двадцать лет петабайты знаний о том, чего мы ищем в жизни, способен значительно улучшить качество скоринговых процедур, то есть тех, которые решают, давать ли нам кредит и какую яхту предлагать — тридцатиметровую или покороче. Хотя вполне возможно, что кредиты он будет выдавать строже, чем другие новые банки, — но не только потому, что его скоринг будет лучше, а и потому, что многие уже и так глубоко закредитованы. Бренд «Тинькофф» в случае, если поглощение состоится, займет свое почетное место в истории российского бизнеса.

«Консолидация — это тренд»

Василий Карпунин, начальник управления информационно-аналитического контента «БКС Брокер»:

— На первом этапе ситуацию в банковском секторе эта сделка, вероятно, никак не поменяет. Синергия двух бизнесов будет, но глубокая взаимная интеграция двух брендов — вряд ли. Консолидация в этой отрасли — это тренд, который, вероятно, будет продолжаться и дальше. Без единой структуры конкуренция осложняется. То же самое мы видим и в США.

Сложно комментировать решение Тинькова [о продаже актива], к тому же не все миноритарии могут одобрить эту сделку по обозначенным ценам.

Олег Тиньков покидает пост председателя правления Тинькофф Банка

В то же время акции обеих компаний выросли на фоне новостей о сделке. В акциях TCS Group надежды связаны с выкупом по $27,64. Это предполагало премию в 8% к рыночным ценам. Что касается Яндекса, то спрос обусловлен ожиданиями позитивного эффекта от слияния.

Что касается последствий для рядовых клиентов, я полагаю, что на первом этапе при заключении этой сделки клиенты TCS, вероятно, ничего не заметят. Затем возможны решения с интеграцией продуктов Яндекса в сервисы TCS.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: znak.com