Коллективный психоз Трампа и его сторонников. Правило Голдуотера

Как психиатры и психологи объясняют патологическую привлекательность экс-президента США и что можно с этим сделать.

Попытка захвата Капитолия сторонниками президента Дональда Трампа 6 января 2021 года — экстраординарное событие в истории США. Действия бунтовщиков и роль Трампа в этом стали сюрпризом даже для профессиональных психологов, исследующих психику президента и его последователей еще с момента его прихода к власти.

Одной из них является Бенди Ли (Bandy X. Lee) — судебный психиатр и президент Всемирной коалиции психического здоровья. Она возглавляла группу психиатров и психологов, изучавших пригодность Трампа к президентской должности.

Впоследствии Ли стала редактором книги «Опасный случай Дональда Трампа: 27 психиатров оценивают психическое состояние президента» (The Dangerous Case Of Donald Trump: 27 Psychiatrists and Mental Health Experts Assess a President).

Во втором издании бестселлера, вышедшего в 2019 году, уже 37 психиатров и психологов утверждают, что Трамп становится все более неустойчивым и опасным, поскольку давление на него усиливается.

Следует отметить, что в 1970-х годах Американская психиатрическая ассоциация (APA) приняла так называемое «Правило Голдуотера» (Goldwater rule). Оно запрещает специалистам в области психического здоровья ставить диагнозы государственным деятелям и прочим публичным фигурам, которых они не обследовали лично.

В марте 2017 ассоциация расширила это правило, ограничив не просто диагностику, а любые комментарии относительно психического здоровья публичных персон, которые не прошли персональное обследование.

Теперь членам Ассоциации запрещается высказывать какое-либо мнение «об аффекте, поведении, речи или другом представлении человека, которое основывается на навыках, обучении, опыте и/или знаниях, присущих психиатрической практике». Любые заявления психологов и психиатров на эту тему считаются нарушением профессиональной этики.

Таким образом, американской публике остается только гадать, например, является ли тот или иной политик нарциссом, психопатом или и тем, и другим одновременно.

Поправку приняли вскоре после победы Трампа на выборах, когда многочисленные эксперты начали комментировать его экстравагантные высказывания и поведение.

Так, в 2016 и 2017 годах ряд психиатров и клинических психологов столкнулись с критикой за нарушение правила Голдуотера, поскольку они считали, что Дональд Трамп продемонстрировал «набор личностных проблем, включая манию величия, отсутствие эмпатии и злокачественный нарциссизм», и что у него «опасное психическое заболевание», несмотря на то, что он никогда его не обследовал.

В частности, они утверждали:

«Выступление и действия мистера Трампа демонстрируют неспособность терпеть взгляды, отличные от его собственных, что приводит к бурным реакциям. Его слова и поведение свидетельствуют о глубокой неспособности сочувствовать. Лица с этими чертами искажают реальность в угоду своему психологическому состоянию, нападая на факты и на тех, кто их сообщает (журналистов, ученых).

На президентском посту эти нападки, вероятно, только усилятся, поскольку его личный миф о величии подтверждается вследствие победы на выборах. Мы считаем, что серьезная эмоциональная нестабильность, на которую указывают выступления и действия мистера Трампа, делает его неспособным выполнять обязанности президента».

Американский психиатр Бенди Ли
заявляет,
что Дональд Трамп неспособен выполнять президентские обязанности.

Джон Гартнер (John Gartner), практикующий психолог и лидер группы Duty to Warn, заявил в апреле 2017 года: «Мы несем этическую ответственность за то, чтобы предупредить общественность об опасном психическом заболевании Дональда Трампа».

В сентябре 2017 года психиатр Джеффри А. Либерман (Jeffrey A. Lieberman) опубликовал статью, в которой обсуждались психические проблемы Дональда Трампа. Ему поставили диагноз «начинающееся слабоумие».

В 2018 году против правила Голдуотера выступил ряд известных ученых. В частности:

    Роберт Джей Лифтон (Robert Jay Lifton), один из ведущих мировых экспертов по психологическим последствиям войн и политического насилия;Филип Зимбардо (Philip Zimbardo), автор знаменитого «Стэнфордского тюремного эксперимента»;Доктор-психиатр Джеймс Гиллиган (James Gilligan), ведущий американский эксперт по проблепмам насилия; и другие.

Они утверждали, что данное правило, принятое в 1973 году, лишает общество экспертного мнения по важнейшим вопросам, таким как психическое здоровье и стабильность избранных должностных лиц, принимающих ключевые для страны решения.

Правило Голдуотера зиждется на убеждении, что только личное обследование (собеседование, тестиование, анализы или сканирование мозга на предмет психических расстройств) может помочь понять чьи-либо мотивации, эмоции и другие психологические черты. Однако собеседования и тесты также могут вводить в заблуждение — потому что пациенты часто лгут, запутываются или плохо понимают себя, а также потому, что психиатры и психологи тоже могут ошибаться. Поэтому публичное поведение, письмо и речь порой могут дать более точное понимание психических проблем индивидуума.

Таким образом, правило Голдуотера является «устаревшим, нелогичным, без научного обоснования и по сути подрывающим усилия специалистов в области психического здоровья по защите благополучия населения».

В противовес этому правилу Бенди Ли и ее сторонники цитируют
Женевскую декларацию, которую приняли после второй мировой войны в ответ на преступления нацизма. «Всякий раз, когда упоминается правило Голдуотера, мы должны возвращаться к Женевской декларации, которая требует от врачей выступать против деструктивных режимов», — говорит Ли.

В упомянутой выше книге «Опасный случай Дональда Трампа», которая вышла в 2017 году, 27 известных психиатров, психологов и других экспертов в области психического здоровья заявляют, что в случае Трампа их моральный и гражданский долг — предупредить Америку, а не соблюдать профессиональный нейтралитет. Затем они исследуют симптомы Трампа и соответствующие им диагнозы. Вывод: психическое состояние Трампа представляет реальную опасность для американской нации и благополучия США.

В 2020 году Бенди Ли издала книгу: «Профиль нации: разум Трампа, душа Америки»

Знаменитые психологи Филип Зимбардо и Розмари Сворд (Rosemary Sword), например, объясняют импульсивность Трампа терминами «необузданного и крайнего гедонизма». Крейг Малкин (Craig Malkin) пишет о «смертельной смеси патологического нарциссизма и политики». Гейл Шихи (Gail Sheehy) — об отсутствии доверия и зашкаливающей паранойе. Лэнс Додес (Lance Dodes) о социопатии. Роберт Джей Лифтон — о «злокачественной нормальности», которая может распространиться в повседневной жизни американцев, если психиатры не будут говорить об этом.

Утверждается, что Трамп своим поведением индуцирует массовый психоз: от коллективных травм, которые люди пережили в годы его правления, до сектантских особенностей его последователей. Его президентство вызвало беспрецедентные последствия для психического здоровья в стране и за ее пределами.

В 2020 году Бенди Ли издала вторую книгу: «Профиль нации: разум Трампа, душа Америки» (Profile of a Nation: Trump’s Mind, America’s Soul), в которой предложила свою психологическую оценку 45-го президента США, анализ его сторонников и состояния страны в целом после президентского срока Трампа. В книге она пытается понять, почему Трамп по-прежнему является мегапопулярным лидером и кандидатом на переизбрание, и что граждане могут сделать в это критическое время.

9 января 2021 года вместе с коллегами из Всемирной коалиции психического здоровья Ли публично призвала к импичменту Трампа.

Журнал «Scientific American» попросил ее поделиться своими мыслями о психологических предпосылках деструктивного поведения Трампа и его сторонников и о том, как минимизировать это влияние, когда его президентство наконец закончится.

Конспект интервью предлагается вашему вниманию.

Что привлекает людей в Трампе? Что является их «анимусом», движущей силой?

Причин много и они разнообразны. В своей книге «Профиль нации» я обозначила две основные: нарциссический симбиоз и коллективный психоз. Нарциссический симбиоз касается психотравм в процессе развития личности, в результате которых поклонение лидеру становится для нее особенно привлекательным. Лидер хочет обожания, чтобы компенсировать недостаток внутреннего самоуважения, и проектирует вовне образ грандиозного всемогущества. А его сторонники в результате социального стресса или личностных травм пытаются найти защиту в родительской фигуре. Эти факторы являются взаимозависимыми.

Во втором издании бестселлера «The Dangerous Case Of Donald Trump» уже 37 психиатров и психологов утверждают, что Дональд Трамп на посту президента становится все более неустойчивым и опасным, поскольку давление на него усиливается.

Коллективный психоз, который по-другому называется «folie à millions» («безумие миллионов») — это разновидность индуцированного безумия. Оно заключается в том, что бредовые идеи больного человека (индуктора) воспринимаются не одним-двумя близкими ему людьми, а миллионами. Если индуктор занимает влиятельную должность, его симптомы через эмоциональные связи могут распространиться на значительную часть общества, вызывая параноидальные идеи и склонность к насилию даже у ранее здоровых индивидов. Лечение здесь одно — изоляция индуктора от индуцированных.

Почему сам Трамп, кажется, тяготеет к насилию и деструктивному поведению?

Деструктивность, обращенная оно на себя или на других, — это основная характеристика психопатологии. Я хочу обратить внимание на то, что группа людей с психической болезнью не опаснее, чем группа здоровых людей. Но если ментальная патология сочетается с криминальным складом ума, такая комбинация может сделать группу людей значительно опаснее, чем по одиночке.

В своих книгах я подчеркиваю символическую природу насилия. Это своеобразный «сбой жизненного импульса» (a life impulse gone awry). Проще говоря, если в жизни человека нет любви, ему нужно уважение и обожание. А когда уважение недоступно, человек прибегает к страху. Сейчас Трамп переживает невыносимую для него утрату уважения: отказ нации от него и поражение на выборах. Насилие помогает компенсировать чувство бессилия, неполноценности и отсутствия реальной продуктивности.

Он действительно проявляет признаки мании или психотического поведения? Или просто действует как автократ, который изо всех сил цепляется за власть?

Я думаю, что верно и то, и другое. Трамп, конечно, имеет автократические наклонности. Его экстремальный нарциссизм не допускает мысли, что он может быть с другими людьми на равных, как того требует демократия. Иллюзии более опасны, чем стратегическая ложь — и по тому, как они распространяются, можно сделать вывод, что, скорее всего, сам Трамп в них верит. Вследствие эмоциональной слабости он становится подверженным психотическим срывам. А публичные записи и многочисленные интервью, в частности часовой разговор с губернатором Джорджии, почти точно подтверждают симптоматику бреда, которую мои коллеги и я обнаружили ранее.

Откуда происходит ненависть, которую проявляет он и его сторонники? И что можно можно сделать для их выздоровления?

В «Профиле нации» я обозначила много причин, которые вызывают безоговорочную преданность лидеру. Одной из главных является психологическая травма, которая вытекает из относительной — не абсолютной — социально-экономических нищеты. Для своих манипуляций Трамп успешно мобилизовал коллективную травму, трансформировав разочарование в ненависть.

Сторонники слушают, как президент Трамп выступает во время митинга «Спасите Америку» у Белого дома 6 января 2021 года. После этого многие из них отправились на штурм Капитолия.

Для выздоровления я рекомендую три шага:

Устранение фактора раздражения (влиятельное лицо с тяжелыми симптомами)Устранение систем контроля над разумом, которые широко используются в рекламе, а также распространены и в политике;Улучшение социально-экономических условий, которые лежат в основе коллективной психологической травмы.

Что будет после его президентства, согласно вашим прогнозам?

Трампа и его последователей нужно рассматривать во взаимосвязи, а не изолированно. То, что он будет делать после своего президентства, в значительной степени будет зависеть от нас. Это причина, почему я так спешила написать книгу в течение лета. Я считаю необходимым предостеречь от его дальнейшего деструктивного влияния на нацию, в частности от образования теневого президентства. Именно поэтому я отстаиваю его отстранение от должности в порядке импичмента и привлечение к ответственности, включая судебную. Если он не может установить для себя внутренних ограничений, мы должны задать ему внешние.

Что, по вашему мнению, произойдет с его поклонниками?

Если мы правильно разберемся с этой ситуацией, я ожидаю много разочарований и травм. Это здоровая реакция на ненормальные события. Мы должны предоставить им социальную поддержку для выздоровления, в частности ресурсы принадлежности и уважения. Члены культов и жертвы насилия часто эмоционально привязаны к деструктивным отношениям и не в состоянии самостоятельно распознать ложь и обман манипуляторов. Срабатывают механизмы психологической защиты от боли и разочарования, что заставляет их избегать правды. Ситуация со сторонниками Трампа очень похожа. Опасность заключается в том, что их может соблазнить другая патологическая фигура.

Как можно предотвратить будущие попытки переворота или акты насилия?

Насилие — это конечный продукт длительного процесса, поэтому ключевой является именно профилактика. Мощным стимулом поведенческого насилия является неравенство. Уменьшение неравенства во всех формах — экономической, расовой, гендерной — позволит предотвратить поведенческое насилие. Для того, чтобы это было эффективным, важно прислушиваться к голосам профессионалов. Замалчивание их мнения в эпоху Трампа в результате искаженного толкования «правила Голдуотера» имело, по моему мнению, катастрофические последствия для нашей способности понять и предсказать угрозы его президентства.

Д-р Бенди Ли: «Дональда Трампа и его последователей нужно рассматривать во взаимосвязи, а не изолированно. Их поведение можно объяснить «нарциссическим симбиозом» и «общим психозом».

Есть ли у вас какие-то советы для людей, которые не поддерживают Трампа, но в жизни которых присутствуют его сторонники или «мини-Трамп»?

Это бывает очень трудно, поскольку отношения между Трампом и его сторонниками носят оскорбительный характер психологического насилия (abuse). Когда насильник захватывает разум зависимого от себя человека, последнего невозможно убедить с помощью логики или фактов. Единственный выход — устранение влияния насильника. Поэтому я прежде всего советую не пытаться убеждать сторонников Трампа, поскольку это вызовет еще большее сопротивление. Целью должно быть не убеждение, а изменение обстоятельств, которые привели к этим убеждениям. Также нужно лелеять собственную выдержку и психологическую устойчивость — ведь люди, которые аккумулируют иллюзорные нарративы, склонны подминать под себя реальность, отрицая ошибочность своих идей.

Что же касается «Мини-трампиков», которые досаждают вам в повседневной жизни, важно, прежде всего, установить твердые границы, ограничить контакты или даже прекратить отношения, если это возможно.

© 2021 Psyfactor.Org

Источник: psyfactor.org