Как в России пытаются бороться с отмыванием денег через торговлю и что из этого получается

В Госдуму внесен законопроект, расширяющий ответственность за отмывание средств и имущества, для юрлиц. В случае одобрения это будет еще одним механизмом для борьбы с проблемой, решить которую пока не получается.

Robert Schmiegelt / Geisler-Fotopr / Global Look Press

Самое крупное в мире преступление (из объявленных раскрытыми) по отмыванию денег — «ландромат», в результате которого из России в Молдову было выведено 500 млрд рублей. Речь идет о схеме преступления, в которой участвовали 732 банка в 96 странах мира (подробно о ней писали «Новая газета» и OCCRP), в прошлом году МВД отчиталось о завершении расследования.

Больше о подобных масштабных преступлениях не сообщалось, и масштабы потерь российского бюджета от отмывания денег можно оценить только по косвенным данным.

Например, аудиторы Счетной палаты выяснили, что незаконный вывод капитала из России в 2013–2015 годах составил 1,2 трлн рублей.

В 2020 году Центробанк оценил объем вывода денежных средств за рубеж в размере 53 млрд рублей.

В конце мая Росфинмониторинг объявил, что возобновляет проверки, которые были отменены в 2020 году из-за пандемии, чтобы противодействовать отмыванию средств и финансированию терроризма. АНО Центр «Трансперенси Интернешнл-Р»* изучила, как государство борется с отмыванием денег и обратила внимание на недостатки системы. Подробности — в колонке аналитика организации Анастасии Лапуновой для Znak.com.

Советы комплаенс и другие профилактические мероприятия

ФАТФ (Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег — Financial Action Task Force, FATF) рекомендует фокусировать внимание на повышении осведомленности о схемах отмывания денежных средств в рамках торговых операций — это повышает вероятность их выявления.

Но знаний в этой области не хватает как частным, так и государственным структурам.

Чтобы решить эту проблему, в программе профилактических мероприятий Росфинмониторинга, например, речь идет в 2021 году о проведении заседаний Совета комплаенс, в которых принимают участие представители крупнейших финансовых институтов; семинаров и встреч с привлечением гильдий, ассоциаций, объединений частного сектора и представителей надзорных органов; обучение надзорных и правоохранительных органов на базе Международного учебно-методического центра финансового мониторинга и Международного сетевого института в сфере ПОД/ФТ. Ведомство отчитывается, что провело в 2020 году более 8 тыс. профилактических мероприятий, в 2019 году — около 7 тыс.

Банкиры тоже проводят профмероприятия. Например, Сбербанк в декабре 2020 года запустил собственный сервис «Комплаенс-менеджер» для анализа деятельности всех проводимых операций, которые могут вызвать вопросы у Росфинмониторинга, а также для предупреждения о возможных рисках блокировки в соответствии с антиотмывочным законодательством.

Блокировка подозрительных операций и нарушения

Банки имеют прямой доступ к базовой документации торговых операций. Благодаря этому они могут раньше, чем подразделения финансовой разведки, обнаружить подозрительную активность, например аномальную операцию, которая отличается от обычного поведения клиента.

АНО Центр «Трансперенси Интернешнл-Р» узнало у российских банков примерную схему, как выявляются подозрительные операции. Первый шаг — всегда разработка собственных политик в сфере противодействия отмыванию доходов. Банки в праве отказать в открытии счета, если есть основания подозревать, что деятельность клиента может быть направлена на легализацию преступных доходов. Все сведения о подозрительных операциях банки представляют Росфинмониторингу. Сама служба утверждает, что анализирует эту информацию с помощью современных программ, искусственного интеллекта, OLAP-технологий для анализа больших данных.

Впрочем, в смежных сферах, как показывают исследования, требования закона зачастую просто игнорируются.

Исследование «Трансперенси Интернешнл-Р» о «Соблюдении российскими риэлторскими организациями антиотмывочного законодательства» в свое время выявило, что значительная часть риэлторских организаций не соблюдает обязательство по регистрации на сайте Росфинмониторинга: лишь 10% из них прошли регистрацию.

Молдавский политик и бизнесмен Владимир Плахотнюк, один из фигурантов уголовного дела о ландромате, сейчас находится в розыскеСайт молдавского парламента

Серия легендированных интервью показала, что единицы риэлторских организаций сообщают клиентам об обязательстве подавать информацию о сделке в Росфинмониторинг. Все опрошенные в рамках исследования риэлторы, которые были предупреждены о том, что потенциальным участником сделки по приобретению недвижимости будет являться подставное лицо, выразили свою готовность продолжить работу с клиентом.

Также риэлторы зачастую делали акцент на том, что если бы они просили клиентов раскрывать источник дохода или персоналии реальных владельцев, то совершение сделок стало бы невозможным. Это говорит о том, что организации, руководствуясь подобными соображениями, могут по сути игнорировать действующие в России законы по противодействию отмыванию денег.

Координация в России и за рубежом

Федеральная таможенная служба России в свою очередь добивается блокировки сомнительных валютных операций через банки, говорят в ведомстве. Так таможенники передают в Банк России информацию о декларациях, если в них есть признаки недостоверности сведений о цене товара. По данным службы, эффективность этого способа борьбы с отмыванием денег подтверждается существенным снижением объема валютных операций с использованием таможенных деклараций: с 77 млрд рублей в 2015 году до 0,15 млрд в 2020 году, по информации Банка России. 

Кроме того, таможенники работают с налоговой — передавая ей данные, возможно, о номинальных юридических лицах, включенных в ЕГРЮЛ. 

В таможенной службе считают, что в 2018–2020 годах исключение фирм-однодневок из реестра по инициативе ведомства позволило предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 265 млрд рублей.

Вместе с тем государственные органы все еще недостаточно координируют свою работу по противодействию отмыванию денежных средств. Счетная палата указывала на низкий уровень межведомственного взаимодействия между ФТС и ФССП, который в 2016 году привел к расхождениям данных об административных правонарушениях.

Недостаточно отлажено пока и взаимодействие между государственными органами и частным сектором. Согласно отчету о взаимной оценке ФАТФ, в финансовом секторе в 2018 году было выявлено значительное количество нарушений, касающихся направлений сообщений о подозрительных операциях, и львиная доля этих случаев касалась как раз деятельности кредитных организаций.

Инфографика ФАТФ

Международное сотрудничество и обмен информацией являются еще одним инструментом противодействия отмыванию денег через торговые операции. Ведомствам различных стран необходимо объединять усилия и выстраивать обмен оперативной информацией, поскольку обнаружение одного элемента преступления в одной из стран может привести к вскрытию глобальной схемы отмывания.

Кроме ФАТФ, Россия входит в Евразийскую группу по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (МАНИВЭЛ), Группу «Эгмонт», Совет руководителей подразделений финансовой разведки государств — участников Содружества Независимых Государств (СРПФР).

Как отмечает само ФАТФ, между российскими правоохранительными органами и соответствующими зарубежными партнерами налажено достаточно эффективное сотрудничество. Международные партнеры отзываются о взаимодействии с российскими органами в основном положительно. Однако российским антиотмывочным органам необходимо продолжить улучшать формы и содержания запросов о сотрудничестве, направляемых зарубежным партнерам, для дальнейшей активизации усилий по оперативному и инициативному направлению информации международным партнерам, особенно в «транзитных» странах.

Под ударом — добросовестные клиенты банков

Центробанк отмечает, что в 2020 году объемы сомнительных операций в банковском секторе сократились на 26%. По сравнению с 2019 годом вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям уменьшился на 21%. В 2020 году Банком России были выявлены и совместно с кредитными организациями минимизированы объемы вывода денежных средств за рубеж по таким каналам, как сомнительные сделки по международным транспортным перевозкам, рекламным услугам, ценным бумагам.

Но, несмотря на значительное сокращение сомнительных операций в банковском секторе, регуляторы и сами участники финансового сектора должны продолжать мероприятия по повышению осведомленности. Это касается работы не только в самих кредитных организациях. Добросовестные клиенты банков зачастую страдают от нелегального вывода денежных средств, поскольку их счета могут быть взломаны и использованы для отмывания средств, полученных преступным путем. Вдобавок из-за отсутствия должного информирования клиенты могут участвовать в схемах с обналичиванием по незнанию: мошенники в таких схемах привлекают людей «легким заработком», под которым скрывается преступное действие с выводом и обналичиванием денежных средств.

И наконец (но отнюдь не в последнюю очередь), сама возможность для преступников легализовать незаконные доходы создает угрозы для всех членов общества — даже тех, кто на первый взгляд не страдает от таких действий непосредственно. Именно «отмывка» грязных денег создает экономическую мотивацию для крупномасштабной преступной деятельности. Нелегальные доходы никогда не смогут воплотиться в элитную недвижимость или предметы роскоши, если закрыть возможность «обелить» эти деньги. Без шанса «выйти из тени» преступные заработки, какими бы баснословными они ни были, так и останутся лежать мертвым грузом у своих хозяев — где-нибудь на счетах или даже в хозяйственных сумках и коробках из-под обуви.

*«Трансперенси Интернешнл-Р» — организация внесена Минюстом в реестр НКО-иноагентов.

Публикации рубрики «Мнение» выражают личную точку зрения их авторов.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: znak.com