Как политики, общественники и журналисты отреагировали на арест Льва Пономарева

Со страницы Льва Пономарева на Facebook

Политики, журналисты, правозащитники и общественные деятели остро отреагировали на решение Тверского районного суда Москвы об аресте на 25 суток 77-летнего руководителя движения «За права человека» и члена Хельсинской группы Льва Пономарева.

Московская Хельсинская группа выразила в связи с арестом правозащитника свое возмущение. «Призываем Московский городской суд при рассмотрении апелляции Пономарева учесть нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и практику Европейского суда по правам человека», — говорится в сообщении на сайте МХГ. Свои подписи под заявлением, в частности, поставили председатель МХГ Людмила Алексеева, председатель организации «Комитет против пыток» Игорь Каляпин, сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц, председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов и другие. 

Журналист радиостанции «Эхо Москвы» Татьяна Фельгенгауэр в своем телеграм-канале призвала немедленно отпустить Пономарева.

«Эй, вы, „судьи“! Вам ведь все равно, кто сидит? Лишь бы статистика сходилась.

Ну давайте я отсижу эти 25 суток? Я молодая и здоровая. Я смогу. А его отпустите. Вот прямо сейчас отпустите, слышите?!» — написала она. 

Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции «Яблоко» Борис Вишневский назвал решение суда «позорным». На своей странице в Facebook он напомнил о существовании статьи 305 Уголовного кодекса РФ «Вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта». Он также отметил, что данная статья применяется чрезвычайно редко. 

«По данным Агентства правовой информации, за 2017 год — один случай вынесения приговора, и то — с штрафом. Без лишения свободы. Читатель, ты веришь, что за год в России вынесен только один заведомо неправосудный приговор или решение по административному делу? Я — не верю. Все, что мне известно о деле Льва Пономарева, арестованного на 25 суток за перепост призыва прийти на акцию в поддержку тех, кто был арестован в результате провокации „правоохранителей“, говорит в пользу того, что перед нами решение, которое надо рассматривать в категориях именно этой статьи. По моему мнению, его арест — в недоброй памяти сталинской традиции работы „органов, которые не ошибаются“», — пишет парламентарий. 

Политик Геннадий Гудков на своей странице в Facebook назвал произошедшее «коварным планом жандармов». Он отметил, что Пономарев всегда считал, что надо уважать «даже самый плохой и несправедливый закон». 

«Но нынешний режим сам и абсолютно сознательно загоняет любой легальный протест в подполье, растит радикальных революционеров и экстремистов, которые рано иди поздно возьмутся за оружие и взрывчатку. Это случится именно потому, что такие законопослушные люди, как Лев Пономарев, подло лишены возможности действовать в легальном поле. Вопреки Конституции России», — считает Гудков. 

Журналист Сергей Пархоменко в своем посте на Facebook назвал Пономарева одним из старейших российских правозащитников, человеком, «много лет призывавший своих сторонников к „мирному и конструктивному диалогу“ с властью». Решение суда об аресте Пономарева он назвал полным «демонстративной жестокости». «Нам всем еще раз дают знать, что никто не может рассчитывать не только на снисхождение, но и просто на разумное рассмотрение дела, когда речь идет „о политике“ и о гражданском праве на протест, — в решении видно хладнокровное и расчетливое послание», — пишет Пархоменко. 

Политик Леонид Гозман в блогах на «Эхе Москвы», обращаясь к судье Тверского суда Москвы Дмитрию Гордееву, вынесшему решение об аресте Пономарева, заявил, что у судьи нет «ни чести, ни совести». 

«Сегодня Вы отправили на 25 суток в тюрьму Льва Александровича Пономарева, семидесятисемилетнего правозащитника, доктора физико-математических наук, народного депутата РСФСР. Вы отправили его в тюрьму, проигнорировав все доводы и ходатайства защиты, истолковав все сомнения не в пользу обвиняемого, как положено по закону, а против него. Ваш приговор не соответствует даже далеко не совершенному законодательству РФ, не говоря уже о том, что он противоречит здравому смыслу и принципам гуманности. Вы, Ваша Честь, конечно, можете сказать, что в нашей истории совершенно невиновных людей, не глядя на возраст, приговаривали не только к двадцати пяти суткам, но и к двадцати годам без права переписки, и к расстрелу, что на фоне тех Ваших коллег Вы — образец милосердия. Вы не совсем правы, Ваша Честь. Вы не менее преступны, чем они. Как и они, Вы превращаете суд лишь в инструмент репрессивной системы. Как и они, Вы выносите приговор, ориентируясь лишь на приказ сверху. […] Ваши предшественники, на которых крови, в общем, не меньше, чем на самих палачах НКВД, остались, к сожалению, безнаказанными. Но времена изменились. Я искренне надеюсь, Ваша Честь, что Вы предстанете перед судом. И не только надеюсь, но и уверен, что Вашим детям будет стыдно за Вас», — пишет Гозман. 

Обозреватель Антон Орех в своем посте о Пономареве, указывает, что приговор Пономареву «развеивает некий миф, что суровость этого наказания как-то зависит от возраста». «Одно время считалось, что детей-то трогать не станут. Но юнцов, подростков и уже буквально детей трогать начали так лихо, что только давай. И на акциях ловят неводом, и в Сети каждый лайк отслеживают. Однако стариков уж точно не должны были кошмарить. Молодые — они активные, они могут подрасти и дать пинка под зад. А что взять с пенсионеров? Льву Пономареву 77 лет. Конечно, преступником можно стать в любом возрасте. Вот только какое он совершил преступление? Никого не стрелял, не резал — не бил никого по голове стулом, как некоторые. Его преступление заключается в другом. Он поддержал акцию „За наших и ваших детей“. Поддержал не потому, что преступник, а как раз потому, что приличный человек. И нет у государства никакой управы на Пономарева — остается только посадить старика на 25 суток. Чтобы не писал лишнего. […]

Пономарева наказывают не только за протест против пыток и фальсификации уголовных дел, но и за попытку реализовать гражданские права.

 […] Что старый, что малый — сядет любой. Но наши вояки они только тогда и смелые, когда можно пацанов, да стариков ловить по соцсетям, побеждая бумажных экстремистов», — пишет Орех в блогах на «Эхе Москвы». 

Напомним, что накануне Тверской районный суд Москвы арестовал Льва Пономарева, признав его виновным в том, что правозащитник якобы призывал людей выйти на несогласованную с властями акцию к зданию ФСБ на Лубянке 28 октября в знак поддержки фигурантов дел «Сеть» и «Новое величие». Суд признал Пономарева виновным в повторном нарушении правил проведения митингов (часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ). Ранее «Новая газета» сообщала, что в протоколе об административном правонарушении, составленном на Пономарева, говорится: правозащитник разместил на своей странице в Facebook пост с призывом поучаствовать в акции «За наших и ваших детей», которая прошла возле здания ФСБ. В протоколе отмечается, что страница правозащитника открыта к просмотру другим пользователям «Фейсбука» и что у него более 8 тыс. подписчиков. И якобы в этом выразился призыв Пономарева прийти на несогласованную акцию.

Источник: znak.com