Начало операции «Оверлорд», июнь 1944 годаСайт Минобороны России
6 июня исполнится 75 лет открытию Второго фронта во Второй мировой войне. В Нормандии, где прошла беспрецедентная высадка англо-американского десанта, пройдут памятные мероприятия. Открытие Второго фронта и роль Красной армии в этом событии накануне обсудили представители Российских исторического и военно-исторического обществ, сотрудники НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба. Поводом стало открытие выставки в Музее Победы об открытии Второго фронта. Несмотря на декларируемую признательность союзникам по антигитлеровской коалиции, обсуждение постоянно перерастало в сравнения и упреки, а также аналогии с сегодняшним днем.
Удивительное смешение благодарности с претензиями пошло с самого начала, когда член президиума Российского исторического общества (РИО) Константин Могилевский рассказал о публикации на сайте РИО документов из Центрального архива Минобороны, посвященных освобождению Европы. По его словам, публикация архивных документов «будет вестись параллельно подготовке выставок, ориентированных на зарубежные страны». Могилевский напомнил, что представители России неоднократно говорили о недопустимости «перекладывать на советского солдата, освободившего страны Восточной Европы от нацизма, ответственность за те события, которые по решениям местных политиков и мировых лидеров происходили на территории Восточной Европы». По всей вероятности, он имел в виду не насилие над мирным населением, в котором обвиняют все воюющие стороны, а установление Сталиным в странах Центральной и Восточной Европы марионеточных коммунистических режимов.
Выступавшая вслед за ним старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генштаба ВС РФ Наталья Щепова и вовсе переключилась на современную политику.
«На Россию нападают многие страны, в том числе бывшие союзники, — уверяла она. — Замалчивается очень часто, что мы были союзниками и выиграли эту войну сообща, все вместе.
Во многих учебниках в США и Великобритании часто не упоминается, что мы были союзниками, то есть вся заслуга победы приписывается всем другим, кроме Советского Союза. Небольшую цитатку приведу, как в 1944 году высадка союзников оценивалась как решающий вклад. Могла бы зачитать, но своими словами скажу — в тот день известная газета Time писала, что до высадки союзников в Нормандии еще теоретически была возможна победа гитлеровской Германии, в Европе в том числе, а после высадки стала невозможна». Щепова сказала, что нельзя ни приуменьшать, ни преувеличивать значение высадки союзнического десанта в Нормандии и «нельзя говорить, что только благодаря этой операции была достигнута победа. Нельзя забывать, что решающий вклад был сделан Красной армией». Одним из ее аргументов была длительность противостояния на фронтах: по словам Щеповой, Красная армия боролась с вермахтом «1300 с чем-то дней, а на Втором фронте всего лишь 293 дня». Приводила в пример она и протяженность линий Западного и Восточного фронтов.
Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль в ходе Тегеранской конференции в 1943 годуСайт Минобороны России
Ее коллега, ведущий научный сотрудник того же НИИ Виталий Богданов много говорил о Сталине — как он еще в 1941 году просил союзников открыть Второй фронт и увеличивать поставки по ленд-лизу, как «понимал, что страна истекает кровью, а Германия по-прежнему очень сильна», как распустил в 1943 году Коминтерн, а также «участвовал в работе коалиции на всех уровнях и того же ждал от союзников». Казалось, еще чуть-чуть, и пойдут упоминания о том, как Сталин восстановил уничтоженную им же РПЦ, как потерял на фронте сына и бойцы шли в бой с его именем на устах… Но вместо этого было сказано о национальных качествах союзников: «Надо понимать, что исторически англосаксы в первую очередь преследуют (и мы сейчас это видим очень хорошо) свои интересы», — сказал Богданов. Справедливости ради, он добавил, что США и Англия вели войну на Тихом океане «и об этом тоже забывать нельзя», а еще говорили, что открыли Второй фронт, воюя с немцами в Северной Африке, высадившись на Сицилии и юге Италии.
«Геостратегическая обстановка говорила, что Советский Союз способен победить Германию в одиночку, для этого у СССР были все силы, — убежден ведущий научный сотрудник НИИ Военной академии Генштаба. — Экономика перешла на военные рельсы, а военная экономика Германии была практически полностью исчерпана». В этой связи он вспомнил слова Рузвельта сыну перед Тегеранской конференцией: «Если мы сейчас не вступим в войну, похоже, русские будут способны выиграть ее без нас» (в книге Эллиота Рузвельта «Его глазами» эта цитата приведена несколько иначе: «Если дела в России пойдут и дальше так, как сейчас, то возможно, что будущей весной второй фронт и не понадобится!»).
Богданов тоже сравнивал положение Красной армии и союзников: «На Западном фронте у немцев были резервные дивизии, а основные силы по протяженности линии фронта, по личному составу, по технике — на Восточном фронте. Об этом забывается, но сразу видно, кто внес больший вклад».
«Сейчас информационная война в самом разгаре, вместе с ней идет когнитивная война, когда из сознания людей стараются стереть историческую память. А с ней общество теряет перспективы на будущее.
Это началось со второй половины 40-х годов, когда были опубликованы первые дневники немецких генералов, начались попытки пересмотреть итоги, оправдать действия Германии и принизить значение победы Красной армии. В современных условиях, когда против РФ на всех фронтах идет гибридная война — санкционном, информационном, политическом, дипломатическом, даже спортивном, — важно об этом помнить. Но население Западной Европы не очень знает историю и верит всему, что говорят официальные СМИ», — добавил он.
К этому моменту начало складываться впечатление, что выставка будет именно сравнительной и исключительно касаясь 1944 года, но замдиректора Музея Победы Эльдар Янибеков сообщил, что не будут забыты и поставки техники, оружия, продуктов по ленд-лизу, и высадка десанта в Нормандии, и быт союзнических солдат, и встреча на Эльбе. По его словам, для выставки были запрошены также экспонаты из иностранных музеев — американский и люксембургский предоставили материалы, а вот британский нет. Но затем и он перешел на сравнения.
«Мы статистически покажем и протяженность линий фронта, и количество участвующих сил, и количество противостоящих противников, и количество государств, которые освобождали союзники и Красная армия. Выставка посвящена союзникам, но хотим напомнить, что решающую роль в освобождении Европы сыграла Красная армия. Это не реверанс в сторону Запада и наших союзников. Там будет и тушенка, и высадка, и статистика погибших, и сколько лагерей смерти освободили наши, а сколько союзники. Это будет честная и непредвзятая выставка о том, кто освобождал Европу на самом деле», — сказал Янибеков.
Погрузка танков «Матильда» для СССР в ливерпульских доках в рамках ленд-лиза, октябрь 1941 годаTaylor (Lt), War Office official photographer/Википедия
Остается надеяться, что эти сравнения будут объективными: ведь если вспомнить географию Европы, очевиден перекос в пользу Красной армии по ряду естественных причин — и за счет расположения государств, и за счет нейтральных стран, и за счет строительства концлагерей преимущественно в Восточной Европе. А также по той причине, что США европейская война не касалась напрямую, а Великобритания успешно избежала оккупации.
Не винила союзников во всех грехах только внучка адмирала Харламова Екатерина Бурлакова. Она говорила о государственной политике и необходимости усиления пропаганды: «Отчасти мы сами виноваты, что заслуги Красной армии на Западе недооценены. Но и молодое поколение, выросшее в годы становления нашего нового государства, мало знает об этой войне. В последние годы этот вопрос немного изменился благодаря политике нашего государства. Мне кажется, нужно об этом больше говорить. Терпеливо, упорно, веря в себя — чтобы о победителях знали наши дети и во всем мире». По словам Бурлаковой, нужно больше фильмов и выставок, «и не только о том, какие плохие были наши союзники, что они так долго нас не могли поддержать, но, наверное, о том, что находили возможность помогать друг другу» (возможно, в этом поможет недавно созданный телеканал «Победа», посвященный исключительно теме Великой Отечественной войны).
В России появился телеканал «Победа», посвященный войне
Она напомнила, что в США были митинги в поддержку Красной армии, в церквях Великобритании всю войну служили молебны и собирали пожертвования в фонд Красного креста и Красной армии, а британские заводы «работали в три смены, помогая не только нам, но и себе». При этом она процитировала мемуары своего деда, сказавшего, что «война для нас, ее участников, всегда жгучая современность» — и хоть на круглом столе участников той войны не было, очевидно, что для них она тоже остается «жгучей современностью».
Так, один из журналистов спросил Янибекова, не будет ли выставка слишком лестной для американцев и британцев: «Что мы стесняемся, как бы кого не обидеть — ни французов, ни немцев, ни американцев? Сколько за американскую тушенку было выплачено золота? Нажились они на крови наших ребят! Ну помогли. Но не бесплатно же!». Мужчину поправили специалисты — поставки по ленд-лизу не были платными, а компенсировать требовалось только не пострадавшую в войне технику, поставленную американцами.
Почтовая марка СССР 1943 года, посвященная Тегеранской конференцииСайт Минобороны России
Продолжая сравнивать длины фронтов и противостоящие силы, военные историки как будто сами себя и всех собравшихся убеждали в значении роли Красной армии и незначительности вклада союзников в победу над Германией и ее сателлитами. Когда же зашла речь о пакте Молотова — Риббентропа, советско-немецкой дружбе в первые недели Второй мировой войны и совместном разделе Польши, упреки военные историки адресовали покойному польскому президенту Леху Качиньскому, который сказал Владимиру Путину, что нападение СССР на Польшу в сентябре 1939 года было ножом в спину, а также самому Владимиру Путину — что не напомнил коллеге о том, что план нападения Германии на Польшу был составлен раньше заключения союза с СССР.
Виталий Богданов предложил почаще напоминать англичанам и американцам про Арденны — кровопролитное наступление вермахта, задержавшее союзников. «Хороший совет, — прокомментировал его слова Константин Могилевский. — Такие инициативы приветствуются в обществе, и есть механизмы, чтобы этим заниматься».
«Нашим информационно-пропагандистским органам надо знать историю досконально и выбирать моменты, выгодные для нас, — продолжал военный историк. — Мы победители, а не американцы и англичане.
И должны с этих позиций наступать более активно и наступательно». Он вновь говорил о неприязни англосаксов к России, а в отсутствии приглашения президента Путина в Нормандию увидел «отзвуки когнитивной войны на стирание памяти». Отсутствие на праздновании французского президента Макрона он объяснил двумя причинами: возможно, это реверанс в сторону российского руководства, а может, неприязнь к Дональду Трампу.
Что россияне помнят о великой войне?
На вопрос об учебниках истории эксперты сказали, что российские учебники объективнее западных, так как в них «меньше национальной идеологии». Без ответа остались прозвучавшие от журналистов предложения переименовать Санкт-Петербург в Ленинград, а Волгоград в Сталинград, а также усилить «пропаганду по освещению событий Второй мировой войны».
Источник: