Власти Евросоюза приняли решение о полном запрете поставок и лизинга самолетов, вертолетов и другой авиатехники в РФ, а также их страхования и техобслуживания, сообщает «Коммерсантъ». Издание ссылается на итоги совещания у премьер-министра Ирландии Михола Мартина — страны, в юрисдикции которой зарегистрирована большая часть парка европейских самолетов.
На встрече был утвержден наиболее жесткий пакет ограничений: полный запрет распространяется не только на новые, но и старые контракты (с переходным периодом до 28 марта), что означает, в частности, уход из России или невозможность полноценной эксплуатации всех самолетов Airbus.
Источник «Ъ» рассказал, что лизингодатели вплоть до подведения итогов совещания рассчитывали исключить из документа расторжение действующих контрактов и оставить их в силе. Но принятый пакет мер предусматривает запрет продажи, поставок, передачи или экспорт, «прямо или косвенно», всех типов самолетов, вертолетов, космических технологий, а также комплектующих к ним. «Новые лизинговые контракты не могут быть заключены, а существующие должны быть расторгнуты», — указано в тексте пояснения к санкциям, разосланного лизингодателями в авиакомпании РФ.
Лизинговые контракты включают положения, которые позволяют лизингодателю вернуть свой самолет в случае санкций или невозможности лизингополучателя поддерживать условия безопасной эксплуатации самолетов.
«Таким образом, эти самолеты вернутся к лизингодателю», — резюмируется в тексте пояснения.
Эти санкции могут за месяц сократить парк российских авиакомпаний более чем в два раза.
Отметим, что парк судов авиакомпании «Уральские авиалинии», полностью состоящий из самолетов Airbus, может оказаться под угрозой из-за европейских санкций. По данным на сайте авиакомпании, ее авиапарк полностью состоит из 54 самолетов Airbus — 14 Airbus А321, 24 Airbus А320, 5 Airbus А319, 3 Airbus A320neo, 8 Airbus А321neo. И все они находятся в операционном лизинге.
В авиакомпании пока не комментируют санкции ЕС. По данным «Ъ», сегодня в Минтрансе запланировано экстренное совещание с представителями крупных авиакомпаний.
Эксперты считают, что российские власти могут принять документы, которые позволят компаниям не вывозить суда из РФ. Но тогда в будущем при нормализации отношений ни один лизингодатель не даст таким авиакомпаниям свои самолеты.
Источник: